«Ночь…» перед отъездом в отпуск

Великий Гоголь. Писатель-классик, творчество которого не утратило актуальности и по сей день. Лирик, воспевший красоту украинской ночи и брызжущее непридуманной жизнью народное бытие во всей его полноте

Гоголь близок нам и по психологическому типу, по памяти о незамутненных истоках славянской души, и по его неповторимой, простодушной интонации, от которой сердце наполняется непривычной теплотой; и по готовности к Страшному суду, и вере во всесильного Бога.

Драматургический материал гоголевской прозы ярок и зовет к воплощению. Что и случилось на сцене муниципального театра «Стрела», премьеры которого одинаково интересны для детей и взрослых. В репертуаре театра великолепные гоголевские постановки: это «Женитьба» (как дань уходящему ХХ-му веку, много внимания уделявшему Гоголю), но, к сожалению, уже подзабытая зрителями, и гениальные «Записки сумасшедшего» – на уровне понимания проблем века ХХI-го, – так до конца и не оцененные сегодняшними зрителями. Великие «неувядаемые» классики – Гоголь и Чехов (их произведения в основе репертуара театра «Стрела») – еще раз говорят о строгом вкусе и уверенности в своих силах главного режиссера и художественного руководителя театра, заслуженного работника культуры РФ Натальи Ступиной – честь ей и хвала.

На сей раз премьера спектакля «Ночь перед Рождеством» (автор инсценировки – заслуженный деятель искусств РФ Сергей Женовач) растянулась на два показа: это событие произошло в конце июня и в начале июля, так как зрителей, с нетерпением ожидающих этого спектакля, было больше, чем мог вместить зал театра.

Почему такой жгучий интерес у жуковчан к классическому произведению, которое уже не раз было перечитано зрителями и экранизировано кинематографом? На мой взгляд, это тот случай, когда перед зрителями во всем блеске предстал весь актерский состав театра, столь любимого жуковчанами. Всем нашлась роль по душе, каждый ощущал себя единственной и неповторимой личностью, единицей того самого народа, о котором так много говорится с высоких трибун.

Неторопливый зачин спектакля начинает пасечник Рудый Панько (Илья Просекин), за которым прячется автор повествования. Обаятельному актеру Илье Просекину удалось донести до зрителя добродушную усмешку классика и его любование тем, что вокруг происходит. Поют девушки протяжные украинские песни, и это пение завораживает, как и «малороссийский» пейзаж, внезапно открывшийся взору, с почти игрушечными белыми хатками (искусно сотворенными руками актера Юрия Горбатикова).

Как известно, в ночь перед Рождеством случаются чудеса, когда бесовская сила тьмы борется со светлыми силами рати небесной. В результате тот, кто стоит до конца в своей вере в светлое начало, в силу добра, истины, справедливости, – тот и победит. Таков главный герой повествования – кузнец Вакула. Убедителен в его роли молодой актер Игорь Булгаков. Он искренне влюблен в самую красивую девушку села, капризную Оксану (Наталья Прасолова), и готов даже утопиться, не добившись ее благосклонности. Но именно любовь творит чудеса, и и «чем черт не шутит» а вначале он, «просто черт» (артист Евгений Безбог, которому, видимо, сам Бог велел играть эту роль, коль такая фамилия) шутит, но затем, испугавшись крестного знамения, уступает нерастерявшемуся кузнецу. Результатом активных действий и решительности «парубка» Вакулы стали чудесным образом добытые «черевички» для драгоценной невесты – сверкающие золотом царицыны туфельки.

Знаменитая сцена с Солохой (ее виртуозно играет заслуженная артистка М. О. Ольга Андрианова) тоже исполнена замечательно.

О, этот дразнящий Солохин смех! Любого казака сведет с ума!

Актерский ансамбль в составе колоритного казака Чуба (актер Юрий Горбатиков), отличающегося ленью – неизвестно только, каким образом он стал богатым, – его кума Панаса (актер Андрей Ситник), Головы (Александр Терехов), дьяка (Сергей Кузнецов) с удовольствием включается в игру. Это удовольствие получили и зрители, в том числе и от второго, «петербургского», появления этих же актеров в ролях «самого Потемкина» и запорожцев, идущих с прошением к царице.

Женские роли второго плана также прекрасно сыграны. Удачной и эффектной получилась сцена с выходом к запорожцам императрицы (Виктория Мельникова). Зрители гулом одобрения встречали появление на сцене актрисы Лидии Шестоперовой, обладающей замечательным комедийным талантом. Она сыграла сварливую жену Панаса. И как сыграла! Слезы от смеха в глазах у публики высекала! Запомнилась и «баба с фиолетовым носом» – Светлана Стародубова, также внесшая достойную лепту в игру женского актерского ансамбля.

К сожалению, остался «за кадром» драматический талант замечательной актрисы Марии Дьяковой в роли шинкарки. Но зато она взяла реванш в лирических песнопениях, и это было несказанное удовольствие – слушать хорошее исполнение народных песен.

Внимательный зритель заметил и промельк персонажей из других гоголевских произведений: «Нос», «Шинель», но в целом внимание зрителей было сосредоточено на главном: как же красиво и весело жили люди, когда не было телевизоров! Эта фраза принадлежит одной из зрительниц, когда я пыталась узнать о впечатлении, которое произвел на нее спектакль.

Театр на лето закрывается, начинается сезон отпусков. Но осенью жуковчане снова и снова будут приходить в любимый театр, чтобы наполнить душу радостью узнавания в героях произведения Гоголя самих себя.

На премьере побывала Татьяна Максименко