Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало холдингу «Вертолёты России» сертификат типа на гражданский вертолёт Ка-62. Данный документ позволяет начать поставки новой машины на российский рынок, сообщили в пресс-службе холдинга.

В авиационном кластере Ростеха отметили, что получение сертификата типа на Ка-62 – важная веха для российского вертолётостроения. На данный момент на заводе «Прогресс» в Арсеньеве заложен фюзеляж первого серийного Ка-62. «Со следующего года планируем начать полномасштабное серийное производство и поставки машины российским эксплуатантам. В 2022-2024 годах будем работать над расширением эксплуатационных возможностей вертолета за счет сертификации дополнительного оборудования – внешней подвески, бортовой лебедки, медицинского модуля, противообледенительной системы», – рассказали в Ростехе.

Вертолёты типа Ми-8 являются одной из самых удачных разработок отечественной вертолётостроительной школы. Оптимальные лётно-технические характеристики, большая полезная нагрузка, надёжность, возможность применения в широком диапазоне условий и температур, многофункциональность, простота в эксплуатации и обслуживании – всё это позволило завоевать доверие операторов к этим вертолётам во всем мире.

Но на стыке 70-х и 80-х годов стало понятно, что Ми-8 с его грузоподъёмностью в четыре тонны нерентабельно использовать для перевозки более лёгких грузов. С подобными задачами справлялся Ми-4, который к концу 1980-х устарел, и после его повсеместного списания ниша грузоперевозок массой около полутора тонн оказалась пустой. В 1981 году в ОКБ Камова начались работы по созданию вертолёта с шифром В-60. В соответствии с тактико-техническим заданием вертолёт оснащался одним малогабаритным модульным двигателем ТВ-0-100 Омского моторостроительного конструкторского бюро со взлётной мощностью 690 л. с. и сухим весом 160 кг.

В 1984 году перед ОКБ Камова была поставлена задача разработать новый армейский многоцелевой вертолёт под тем же шифром В-60. Вертолёт должен был достигать скорости полёта 300-320 км/ч. Для обеспечения выдвинутых Минобороны требований, машина оснащалась уже двумя газотурбинными двигателями ТВ-0-100 того же ОМКБ, взлётный вес закладывался в пределах 4000-4500 кг.

Дальнейшее уточнение тактико-технического задания предполагало оснащение вертолёта силовой установкой с двумя газотурбинными двигателями ТВ-0-100М с увеличенной до 830 л. с. мощностью каждый, а взлётный вес в 4, 5 тонны уже не ограничивался, в дальнейшем предполагалось установить на вертолёт два двигателя ТВ-0-200 по 1600 л. с. каждый.

К 1987 году в ЦАГИ был выполнен большой объём исследований в аэродинамической трубе Т-105 облика планера вертолёта с одиночным несущим винтом и рулевым винтом в кольцевом канале вертикального оперения. Проведённые расчёты обеспечивали решение задачи по достижению скорости полёта В-60 350 км/ч. В качестве силовой установки рассматривался двигатель Рыбинского конструкторского бюро моторостроения (РКБМ) РД-600 мощностью 1300 л. с.

В 1989 году для увеличения скорости полёта ОКБ Камова, используя наработки ЦАГИ, отказалось от традиционной для коллектива соосной схемы и разместило рулевой винт в закрытом кольцевом канале вертикального оперения. Такое решение называется «фенестрон» и является торговой маркой фирмы Еврокоптер. Машина получила название Ка-60.

В следующем году с целью привлечения инвестиций ОКБ в инициативном порядке развернуло работы по созданию гражданской версии вертолёта под шифром Ка-62. На основе аэродинамической модели вертолёта Ка-60 был построен макет вертолёта, который в 1991 году демонстрировался на первом в России международном авиационном салоне, проходившем на ВДНХ. Но денег на дальнейшее развитие проекта гражданского многоцелевого вертолёта Ка-62 не хватило, и работы по нему были свёрнуты.

В 2010 году холдинг «Вертолёты России» возобновил разработку Ка-62 с некоторыми изменениями. Была увеличена до 2, 2 тонны грузоподъёмность вертолёта в кабине и до 2, 5 тонн на подвеске, в салоне должно размещаться 15 человек. В качестве силовой установки были выбраны французские турбовальные двигатели (ТВД) Ardiden 3G с максимальной взлётной мощностью 1680 л. с. , максимальная продолжительная мощность – 1420 л. с. , редукторы и трансмиссия – австрийской фирмы Zoerkler.

Программа летных испытаний вертолета Ка-62 стартовала в 2017 году, в ней принимали участие три опытных образца, которые выполнили 434 полета общей продолжительностью порядка 700 часов. Специалисты Национального центра вертолетостроения им. М. Л. Миля и Н. И. Камова в ходе испытаний выполнили оценку общей работоспособности вертолета и проверку работы основных систем электроснабжения, бортового оборудования и силовой установки.

При проведении предварительных испытаний на определённых скоростях у Ка-62 возникла динамическая неустойчивость. Потребовалась существенная доработка вертолёта — оперение с киля было перенесено на хвостовую балку. Решение оказалось эффективным, и вертолёт был динамически доведён до требуемых техническим заданием параметров. Что интересно, первоначальная (90-е годы) версия оперения также размещалась на хвостовой балке, но в процессе реинжиниринга конструкторы разместили его на киле, испытания показали, что это было ошибочным решением.

В конструкции Ка-62 в большом объёме используются полимерные композиционные материалы (до 60% по массе), что позволило снизить расход топлива, увеличить скорость и грузоподъёмность машины. Ка-62 оснащён современным комплексом авионики, позволяющим снизить нагрузки на экипаж, уменьшить массу машины и облегчить её обслуживание.

Технические характеристики

Экипаж: 1—2 человека
Пассажировместимость: до 15 человек
Грузоподъёмность: 2200 кг
на внешней подвеске: 2500 кг
Длина: 13, 50 м (без несущего винта)
Диаметр несущего винта: 13, 80 м
Диаметр рулевого винта: 1, 40 м
Высота: 4, 87 м
Максимальная взлётная масса: 6500 кг
с грузом на внешней подвеске: 6800 кг
Силовая установка: 2 × ТВаД Turboméca Ardiden 3G
Мощность двигателей: 2 × 1776 л. с. (на взлётном режиме)
Габариты пассажирской кабины:
длина: 4, 10 м
ширина: 1, 74 м
высота: 1, 30 м

Лётные характеристики

Максимально допустимая скорость: 310 км/ч
Крейсерская скорость: 290 км/ч
Практическая дальность: 720 км
Перегоночная дальность: 1135 км
Практический потолок: 6100 м
Статический потолок:
в зоне влияния земли: 3800 м
вне зоны влияния земли: 3200 м
Скороподъёмность: 14 м/с

По программе импортозамещения для Ка-62 Объединённая двигателестроительная корпорация разрабатывает турбовальный двигатель ВК-1600В. Двигатель ВК-1600В создаётся в крайне жёстких временных рамках. Договор на его разработку был подписан, как уже говорилось выше, в 2019 году, а первый полёт Ка-62 с новым двигателем должен выполнить в 2022 году, сертификация силовой установки намечена на 2023 год, начало серийного производства – на 2024-й. Чтобы не перепроектировать компоновку вертолёта под новый тип двигателя, ВК-1600В проектируется по размерам мотогондолы Ка-62. Все узлы подвески, стыковка с редуктором и воздухозаборником идентичны французскому силовому агрегату.

Вертолёт в перспективе будет предлагаться на выбор заказчика с двумя типами силовой установки: французской и российской. У будущих клиентов должна быть возможность выбора, такая вариативность усиливает конкурентные преимущества Ка-62. По такому пути пошли в корпорации «Иркут», когда в конструкцию МС-21 ещё на начальном этапе разработки сразу закладывались два типа ТРДД – американский PW1400G и российский ПД-14, аналогично сейчас развивается программа SSJ-New – специально под этот самолёт создаётся двигатель ПД-8, который будет предлагаться наравне с уже существующим SaM146.