Дорогие читатели, сегодня продолжаем путешествовать по улицам города Жуковского. Мы уже много раз говорили с вами о том, что наш город образовался на пустующих землях Раменского района. Предшествинником города был рабочий поселок Стаханово. Здесь жили строители ЦАГИ. Строительство поселка велось параллельно с закладкой первой аэрогидродинамической трубы Центрального аэрогидродинамического института.
Отсчет истории поселка Стаханово можно вести с 6 ноября 1935 года. Первое время не то что названий не было, не было даже и самих четко сформированных улиц.
Первые улицы в поселке Стаханово появились в 1938 году.
Сегодня я приглашаю вас прогуляться по первым улицам города Жуковского.

Улица Лесная

Одна из первых улиц поселка Стаханово – улица Лесная. Свое название она получила из-за того, что проходит по сосновому бору. В 30-40-е годы ХХ века здесь бурлила жизнь. На левой стороне улицы, в самом ее начале, был построен клуб для инженерно – технических работников ЦАГИ (клуб ИТР). Здесь проходили праздничные вечера, танцы, сотрудники института здесь пели, смотрели кино, общались. Чуть подальше разместились гостиница и столовая. В гостинице жили руководители Центрального аэрогидродинамического института и молодые специалисты.
Старожил города Жуковского Владимир Александрович Старцев вспоминает: «Директором гостиницы был Софья Абрамовна. А шеф – поваром, мой дед, Степан Иванович Резчиков. А моя бабушка Анна Николаевна была кастеляншей в этой гостинице. В столовой гостиницы можно было взять обед домой. Эту общественную нагрузку мама поручила мне. И вот я в первый раз отправился за обедом. Вошел в коридор. Постучал в первую дверь. Открыл ее высокий человек в военном мундире с ромбами в петлице. Спросил меня: «Тебе чего малец?» Я испугался: «Пришел за обедом. » Он засмеялся и сказал: «Иди до конца коридора. » Этот военный был Михаил Михайлович Громов. »
А вот еще одно воспоминание из детства, которым Владимир Александрович Старцев поделился с нами: «Однажды мне бабушка сказала: «Зайди к Софье Абрамовне». Я зашел. Она расспросила меня как я учусь и предложила изучать немецкий язык. Я согласился. Я правильно выученный урок я получал плитку шоколада. Однажды я пришел на урок, в кабинете Софьи Абрамовны была незнакомая женщина. Как потом выяснилось, это была ее приятельница Анастасия Георгиевна Маленкова, директор санатория в поселке Удельная и мать председателя Совета министров СССР Георгия Маленкова. Они мне устроили экзамен по немецкому языку. И за успешные ответы я получил банку какао.
В начале войны Софья Абрамовна эвакуировалась на восток, а Анастасия Георгиевна руководила санаторием до 1968 года. В память о ней остались санаторий и магазин в поселке Удельная, который до сих пор называют Маленковский. »
Улица Лесная и сегодня остается границей города Жуковского со стороны Раменского района. Сразу же за ней проходит Детская железная дорога и начинается поселок Кратово.
Между улицей Лесной и просёлочной дорогой (теперь улицей Амет – хан – Султана) построили коттеджи для специалистов ЦАГИ, ЛИИ и организаций, которые принимали участие в строительстве Центрального аэрогидродинамического института, это Особстрой, Стальконструкция и др.
Позже в этих коттеджах разместили детский сад, ясли, детскую больницу.
Сегодня улица Лесная сохранила элементы своего первозданного вида. И гуляя по ней еще можно ощутить ту атмосферу, которой наслаждались первые жители города Жуковского.

Улица Серова

Улица Серова появилась на карте поселка Стаханово в 1939 году. Она была названа в честь летчика А. К. Серова. Параллельно с Серова шла улица Осипенко. По большому счету они мало отличались друг от друга. На ней располагались двухэтажные брусчатые дома. Строительный послевоенный бум обошел стороной тихую улицу Серова. Строители сюда пришли только в 80-е годы. Тогда были снесены старые дома и построены новые многоэтажки. Несмотря на новый облик, улица Серова по-прежнему остается одной из зеленых и тихих улиц города Жуковского.

Улица Гарнаева

Улица Гарнаева, так же, как и улица Лесная одна из старейших в городе Жуковском. Раньше это была дорога, вымощенная булыжников. Эта дорога соединяла поселок Стаханово с аэродромом Нового ЦАГИ. В середине 30 – х годов ХХ века это была шумная и оживленная улица. По ней шли на работу первые строители аэродрома. На пересечении улиц Гарнаева и Чкалова был построен первый продовольственный магазин поселка Стаханово. Чуть дальше образовался первый колхозный рынок. На стыке Серова и улицы Амет –Хан – Султана были построенный первые жилые дома.
Эта улица долгое время не имела названия. И лишь в 70- ые годы ХХ века она была названа в честь Героя Советского Союза, заслуженного летчика – испытателя Юрия Александровича Гарнаева.

Улица Чкалова

Центральной в поселке Стаханово была улица Чкалова. В те годы это был большой пустырь. И вот в конце 30 –х начале 40 – х годов на краю пустыря проложили дорогу, вымощенную булыжником. По левой стороне дороги поставили керосиновую лавку, справа – построили администрации посекла, милиции, продовольственный магазин, почту, парикмахерскую, отдел кадров и бухгалтерию ЦАГИ, поликлинику и больницу. Это был административный центр поселка Стаханово. Вдоль дороги посадили молодые липы и превратилась она в улицу Чкалова.
Чуть позже по правой стороне были построены жилые бараки – семейные общежития. Улица стала оживлённой и шумной, особенно вечером. У каждого барака играла гармонь, звучали песни. Достаточно быстро бараки «обросли» сараями. Многие жители держали воз, коров. Паслись они рядом на пустыре.
Перед войну улицу Чкалова заасфальтировали. Начали разрабатывать план застройки улицы Чкалова, но довести его до конца помешала война.
Возобновились работы сразу после войны. На левой стороне улицы началось строительство кирпичных жилых домов. По улице начали курсировать первые автобусы.
23 апреля 1947 года поселок Стаханово получил статус города с названием Жуковский. Застройка улицы в это время активизировалась. Открываются новые магазины, сносятся бараки. Улица застраивается пятиэтажными домами, в лесном массиве началось строительство больничного городка.
На сегодняшний день улица Чкалова одна из самых протяжённых улиц города. Она соединяет Ильинскую часть города с улицей Амет – Хан – Султана. Здесь прошлое и настоящее смотрят друг на друга. С одной стороны улицы Чкалова жилые дома, которые представляют собой памятник архитектуры 30-40-х годов с лепниной, арками, башенками, а с другой - чреда однообразных «хрущевок», которые в 50-60 –е годы помогли решить квартирный вопрос и для жителей бараков они стали подарком от государства.
Вот мы с вами дорогие читатели, совершили еще одну прогулку по улицам нашего славного города. Впереди еще много интересных страниц в народной энциклопедии по истории города «Мой Жуковский». Продолжим ее писать вместе с вами завтра.
А пока посмотрите, как застраивался наш город.

Людмила ЛУГОВСКАЯ