Авиация – наше все! О перелетах, повигах и славе. 75 лет назад советские летчики М. М. Громов, А. Б. Юмашев, С. А. Данилин совершили беспосадочный перелет в Америку через Северный полюс и установили два мировых рекорда. Экипаж возглавил Герой Советского Союза, летчик №1», рекордсмен дальности полетов Михаил Громов.

Как это было

14 июля 1937 года. Американский городок Сан-Джасинто на границе с Мексикой. Жара. Пять утра местного времени. Экипаж советского самолета Ант-25 с летчиками Громовым, Юмашевым, Данилиным приземлились на пастбище в окрестностях городка.

Есть мировой рекорд дальности! Преодолено через Северный полюс 10148 км, полет продолжался 62 часа 17 минут, чуть меньше, чем у Чкалова. Но у Чкалова кончился бензин, а у Громова – еще оставался.

Американцы – народ падкий на сенсации. Несмотря на раннее утро, к месту посадки прибежала толпа жителей городка с просьбой дать автографы. Из кабины вышла тройка наших асов, шатающихся от бессонницы, в помятых белых рубашках, в одинаковых серых брюках. Упавшая перчатка летчика тут же была разорвана на куски, которые достались «счастливчикам».

Однако самым счастливым (а кроме того, удачливым и предприимчивым) оказался хозяин участка. Он тут же побежал за канатом, обтянул им клочок земли, где находился самолет, и стал брать плату со своих земляков, желающих приблизиться к самолету и экипажу. Оставшийся в баке самолета бензин он разлил в пузырьки и продавал как сувениры: ведь вещи, и тот же самый бензин, прошедшие смертельно опасные этапы перелета, стали счастливыми «свидетелями» удачного его завершения. Стало быть, они приносят удачу.

Здравствуй, Голливуд!

Затем был краткий сон на местном аэродроме и завтрак по-американски: яичница с беконом и молоко. После прибытия в городок советского посла из Вашингтона К. Уманского оказалось, что летчиков невозможно было увести от докучливых папарацци, те слетелись, как пчелы на мед. Ведь сенсация же! А Юмашев не успел увернуться, и ему достался поцелуй одной восторженной девушки.

Только утром следующего дня летчикам удалось на автомобиле уехать в Сан-Диего и купить там приличные костюмы и вновь обрести элегантность. Там же, в Сан-Диего, они осмотрели авиационные заводы. Затем сели в поезд и добрались до Лос-Анджелеса, где их ожидал пышный прием у местного мэра и ряд банкетов в общественных организациях города.

Незабываемой была встреча в Голливуде, где советских пилотов встретила девятилетняя Ширли Темпл, имеющая в то время необыкновенную популярность и выполняющая роль хозяйки «фабрики грез» (впоследствии Ширли завершила карьеру киноактрисы и стала дипломатом). Далее летчиков ожидала живописная дорога в автомобиле со скоростью 160 км/час вдоль океана в Сан-Франциско, которая длилась 10 часов и в течение которой герои дня успели искупаться в океане, пообедать и даже поучаствовать в вечерней чайной церемонии.

Дорожные впечатления

М. М. Громов в своих записках вспоминает, какое впечатление на него произвела заокеанская автострада с отличным бетонным покрытием. Дорог было несколько: одна предназначалась для автомобилей, двигающихся со скоростью 160 км/час, вторая – со скоростью от 100 до 120 км/час, третья – до 100 км/ час. Судя по воспоминаниям Громова, их экипаж прокатили «с ветерком». «Вдоль автострады – бесконечные рекламы и часто встречающиеся автозаправочные станции, где чего только не было, вплоть до парного молока!» – вспоминает с удивлением Громов. Целый месяц путешествовали наши летчики по Америке. М. Громова и его товарищей поразило проникновение техники в быт американцев. Уже в 30-е годы граждане этой страны активно применяли систему «эйр-кондишен» для эффективного очищения воздуха, особенно в общественных местах и транспорте.

А в Нью-Йорке, где были построены подземные шоссе с односторонним движением, за 7 минут можно было добраться из одного конца города в другой. В то время Америка переживала автомобильный бум. Но прежде чем усадить своих граждан за автомобили, власти позаботились о хороших и надежных дорогах и мостах. Громов упоминает в своих записках, что в Сан-Франциско, кроме всемирно известного моста, ему запомнился остров с тюрьмой, в которой, как ему сообщили, сидел известный гангстер Аль Капоне.

Весть о знакомящихся с Америкой летчиках облетела все ее уголки. Был случай: самолет, летевший из Лос-Анджелеса в Вашингтон, вынужден был приземлиться в пустыне на заправку, где даже ночью стояла жара в 43 градуса. И, несмотря на экстремальные условия, здесь была толпа людей, прибывшая поприветствовать летчиков-героев.

Наши летчики в роли дипломатов

А вот и кульминационная часть поездки: встреча с президентом Рузвельтом.

«Полиомиелит отнял у него ноги, но оставил голову, которой американцы вручили свою судьбу. С красивыми чертами лица, в которых явно проглядывала породистость, он производил впечатление оптимистично настроенного человека», – пишет Громов.

Вот описание кабинета Рузвельта Громовым:

– Стены громадного кабинета были украшены картинами, изображавшими рыболовные снасти, тунцов и сцены из жизни рыболовов. Рузвельт был страстным любителем ловли тунцов на спиннинг. К этому вынуждала его неподвижность. На огромном столе были его любимые вещи, отражавшие его интересы, вкусы и хобби.

Рузвельт сразу же обратил внимание на костюмы американского производства, в которые были одеты наши летчики. Этот факт пришелся ему по душе. По завершении встречи госсекретарь Холл сказал свою знаменитую фразу:

– Какие приятные и умные молодые люди! Никакая работа дипломатов не смогла бы сделать за 10 лет того, что сделали вы своим перелетом для сближения Советского Союза и Америки.

Поцелуй вождя

Далее было возвращение на Родину. Как месяцем ранее, Валерий Чкалов со своим экипажем, которому выпала такая же доля народного признания и славы, так и Михаил Громов со своими товарищами возвращался в предвоенную Европу на теплоходе «Нормандия» в каютах первого класса. Вначале французский порт Гавр, а затем Париж, где были встречи с советскими деятелями культуры и русскими эмигрантами.

По прибытии на Белорусский вокзал наших покорителей неба восторженно встречали жители Москвы.

– Везде, где мы проезжали, по обеим сторонам улиц стоял народ: на балконах, в окнах, на крышах. Многие бросали нам цветы. С домов летели листовки. Так народ праздновал СВОЮ победу. Это было незабываемое народное торжество, – вспоминал впоследствии М. Громов.

Кульминационным моментом стал торжественный прием в Кремле, где героев встретил Центральный комитет партии в полном составе, а Сталин поцеловал каждого летчика по-грузински – в плечо.

Награды тоже не заставили себя ждать: А. Б. Юмашеву и С. А. Данилину было присвоено звание Героя Советского Союза, а М. М. Громова, уже имевшего такое звание, наградили орденом Красного Знамени (в те годы повторно присваивать звание Героя СССР не разрешалось). Медали де Лаво, полученные нашими летчиками от ФАИ, были лучшим подтверждением их международного признания. Кроме того, М. М. Громов был утвержден профессором по специальности «Техническая эксплуатация самолетов и моторов». Помимо технической стороны, М. М. Громов придавал значение также знаниям физиологии и особенностям психологии. Вот его крылатая фраза тех лет: «Чтобы управлять и владеть техникой, нужно уметь управлять и владеть собой».

***

В 90-е годы в нашем городе существовало общество городов-побратимов. В Сан-Джасинто была отправлена делегация из Жуковского, состоялась теплая встреча молодежи, об этом писала городская газета «Современник». В этом году там же, в Сан-Джасинто, планируется встреча родственников Громова, Юмашева и Данилина с местной общественностью, где они будут вспоминать события 79-летней давности. Ведь тот подъем чувств и эмоций, то народное ликование невозможно забыть.

Интересно, поедет ли в Сан-Джасинто делегация жуковчан в этот раз?

Татьяна МАКСИМЕНКО