Начало славного пути

Павел Сухой основы теории авиации постигал на лекциях мэтра аэродинамики Николая Егоровича Жуковского в МВТУ на физико-математическом факультете. Свою конструкторскую деятельность он начал под руководством легендарного авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. Именно под его началом Сухой разработал и в марте 1925 года успешно защитил дипломный проект «Одноместный истребитель с мотором 300 л. с. ». После окончания обучения Туполев взял молодого специалиста в ЦАГИ, где в то время проектировалась авиационная техника.

Дебют начинающего конструктора был более чем удачным. Он принял участие в создании истребителя И-4 (АНТ-5). Этот цельнометаллический самолет находился на вооружении ВВС РККА с 1928 по 1933 г. г. Одна из модификаций И-4 стала составной частью летательного аппарата «Звено» Владимира Вахмистрова. Двухмоторный ТБ-1 использовался в качестве авиаматки для доставки к цели четырех И-4. Так была реализована идея по увеличению радиуса действия истребителей для прикрытия бомбардировщиков в районе цели. Молодой специалист умел находить простые, эффективные и в то же время оригинальные решения, что не осталось незамеченным.

В октябре 1930 года Павел Сухой возглавил одну из конструкторских бригад отдела авиации, гидроавиации и опытного строительства ЦАГИ, преобразованного в конструкторский отдел сектора опытного строительства (КОСОС). Де-факто это стало отправной точкой конструкторского коллектива будущего легендарного ОКБ.

Под общим руководством Туполева следующие девять лет Сухой занимался конструированием не только истребителей. Особая строка его биографии – работы по созданию самолетов, предназначенных для установления авиационных рекордов.

Соавтор громких рекордов

В начале 1931 года бригада Павла Сухого начала трудиться над рабочими чертежами самолета АНТ-25, а 22 июня 1933 года под управлением летчика Михаила Громова состоялся первый полет этого самолета. В июле 1936 года летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков на АНТ-25 совершили беспосадочный перелет из Москвы над заполярными районами на Дальний Восток. Пролетев за 56 часов 20 минут 9, 374 км, экипаж совершил посадку на песочной косе острова Удд (ныне о. Чкалов).

Через год этот же экипаж впервые в истории авиации пролетел через Северный полюс до военного аэродрома Баракс в г. Портленд (США) в сложных метеорологических условиях более 9 тыс. км.

12 июля 1937 года стартовавший с подмосковного аэродрома АНТ - 25 через Северный полюс вели летчики Михаил Громов, Андрей Юмашев и штурман Сергей Данилин. Экипаж за 62 часа 17 минут пролетел 11 500 км (по прямой 10 148 км), установил абсолютный мировой рекорд дальности полета по прямой. В феврале 1936 года был построен АНТ – 37бис «Родина». Его разработал Павел Сухой, ставший фактически автором самолета. 24-25 сентября 1938 года летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и штурман Марина Раскова совершили на нем полет по маршруту Москва – пос. Керби (Дальний Восток) протяженностью 6450 км (по прямой 5 910 км) за 26 часов 29 минут летного времени. Они установили женский рекорд дальности полета.

Первые СУ – сразу супер!

В конце 1930- х годов был объявлен конкурс по созданию ближнего бомбардировщика «Иванов». Главное условие задачи: «Самолет должен быть очень простым в изготовлении, чтобы можно было сделать столько его экземпляров, сколько у нас в стране людей с фамилией Иванов…» Сухой сконструировал ББ-1 (АНТ-51). Машина получилась настолько удачной в конструкторском и технологичном плане, что военные рекомендовали выпускать ее также в модификациях штурмовика и ближнего разведчика. Самолет приняли на вооружение как Су-2, прекрасно зарекомендовавший себя на фронтах Великой Отечественной войны.

К концу 1942 года на трех заводах, выпускавших Су-2, построили 912 машин. Эвакуация авиапредприятий и ряд проблем, связанных с производственной базой и обстановкой на фронте, привели к тому, что серийный выпуск самолета был прекращен, но в качестве разведчика Су-2 оставался в боевом строю до 1944 года. Помимо этого Павел Сухой, в июле 1939 года назначенный главным конструктором нового ОКБ – 135, проектировал скоростные высотные истребители Су-1 и Су-3.

В годы войны под руководством Павла Осиповича создаются и совершенствуются самолеты Су-6, Су-8. В 1943 году за создание штурмовика Су-6 Павла Осиповича удостоили Сталинской премии 1 степени. После смерти конструкторов Н. Н. Поликарпова и В. Г. Ермолаева все доработки их серийных машин были поручены коллективу Сухого.

Новая эра в авиации

В конце войны ОКБ, выполняя работы по машинам с поршневыми двигателями, стало активно заниматься конструированием реактивных самолетов. Был создан первый отечественный авиационный ракетный комплекс перехвата целей Су-9. На нем впервые в практике отечественного самолетостроения применили тормозной парашют для уменьшения пробега при посадке, бустерное управление для уменьшения усилия на ручке управления и катапультируемое кресло. Позднее создали перехватчики Су-11 и Су-15.

Реактивная авиация шагнула за сверхзвуковой рубеж. Су-17 стал первым в СССР самолетом с крылом изменяемой стреловидности. В 1962 году начались работы по созданию дальнего ударно-разведывательного комплекса Т-4. Опытная машина поднялась в небо 22 августа 1972 года. Самолет впервые в нашей стране оснастили системой управления и автоматом тяги, а планер выполнили сварным из титана и высокопрочной стали. В 1965 году началась проработка проектов по созданию истребителя четвертого поколения. В 1969 году поднимается в воздух фронтовой бомбардировщик Су-24 с крылом изменяемой стреловидности, первый отечественный всепогодный ударный самолет. Он строился серийно и имел несколько модификаций.

Верность традициям

Павел Осипович ушел из жизни 15 сентября 1975 года, а созданный им коллектив продолжил его дело. В 1977 году прототип истребителя Су-27 совершил первый полет. Он создавался в качестве ответа на американский F-15 Eagle.

В 1983 году должность генерального конструктора ОКБ Сухого занял Михаил Симонов. Он принял решение переделать проект, когда выяснилось, что по ряду параметров создаваемая машина не отвечает техническому заданию и существенно уступает F-15. В конечном итоге ВВС страны получили самолет с необходимыми характеристиками и возможностями. Авиасалон в парижском пригороде Le Bourget в июне 1989 года стал триумфом «двадцать седьмого». Пилотируемая жуковчанином Виктором Пугачевым машина во время демонстрационного полета вышла на угол атаки 120 градусов. Иностранные специалисты, увидев, что летчик вывел самолет на закритические углы, ожидали падения истребителя. Вместе с ним на землю должен был рухнуть и авторитет великой авиационной державы. Однако самолет продолжал полет практически вперед двигателями. Никто тогда не смог толком понять, как вообще такое возможно и почему истребитель не свалился в штопор. «Кобра Пугачева» стала еще одним подтверждением высочайших возможностей конструкторской школы Сухого.

Под руководством Михаила Симонова в ОКБ Сухого были созданы различные модификации Су-27, и работы по его модернизации продолжаются. При этом авиационный комплекс отвечает всем мировым требованиям, предъявляемым к машине этого поколения. Михаил Петрович сломал устоявшийся стереотип в создании новых авиационных комплексов. По желанию заказчика машины марки «Су» дорабатывались и оснащались зарубежным оборудованием. В итоге на базе прототипов Су-27 с использованием всех научно-технических наработок были созданы: двухместный ударный Су-30, палубный истребитель Су-33, двухместный палубный истребитель Су-33КУБ, двухместный истребитель – бомбардировщик Су-34, многоцелевой истребитель Су-35.

В начале 1990-х годов в ОКБ Сухого были развернуты работы по гражданской тематике.

«Сухой» – в настоящее время это всемирно известный брэнд, за которым стоит несколько поколений талантливых инженеров и конструкторов, сохранивших верность замечательным традициям.

Подготовил Виктор Кашин